Четверг, 19.10.2017, 10:20
БАРД-РОК. СЕРЕБРЯНАЯ ПОЛОСА.Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Александр Башлачёв [4]
Юрий Визбор [1]
Григорий Войнер [1]
Владимир Высоцкий [1]
Белая Гвардия [1]
Борис Гребенщиков ("Аквариум") [1]
Геннадий Жуков [2]
Анвар Исмагилов [0]
Александр "Капа" Конопелькин [1]
Юрий Кукин [1]
Александр Н. Лобановский "Солнечный Бард" [2]
Алексей Макрецкий [1]
Михаил "Майк" Науменко ("Зоопарк") [1]
Юрий Наумов [1]
Виктор Цой ("Кино") [1]
Александр Чернецкий ("Разные Люди") [1]
Юрий Шевчук ("ДДТ") [1]
Leonard Cohen [1]
Serge Gainsbourg [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2015 » Февраль » 12 » Апология Солнечного барда - к 80-летию Александра Лобановского
02:13
Апология Солнечного барда - к 80-летию Александра Лобановского

Александр Николаевич Лобановский   80-летие Александра Николаевича Лобановского - очень важное событие. Фраза звучит банально, но это не пустые слова. Рассказывая о Лобановском, я буду порой использовать такие выцветшие фразы, но лишь потому, что здесь они уместны, правдивы и проверены опытом, а не добавлены "для порядку". Песни Лобановского известны миллионам, это не преувеличение: все слышали романсы "Сгорая, плачут свечи" и "Очарована, околдована" (на стихи Заболоцкого). Может быть не как поэт или артист эстрады, но как "эталон барда" Александр Лобановский сравним с Высоцким, Окуджавой и Визбором. Им написано более двух тысяч песен - у кого-то это вызывает саркастическую усмешку, но уверяю вас: он сам знает им цену - и плохим, и хорошим. И если выбрать из этих тысяч сотню, то это будут действительно "Великие хиты", хотя на пластинке с таким названием их было выпущено всего двенадцать. Вы скажете - ну что особенного? Фанат расхваливает своего кумира. Опровергну. В том-то и дело, что не фанат. Лобановского я услышал уже во взрослом возрасте, и даже "Балладу о свечах" в детстве не знал. Пластинки с "Братьями Жемчужными" ещё не было. Это был для меня просто неизвестный бард. Через много лет меня пригласили работать с ним над серией записей. К тому времени я знал пару его песен, а записывали мы в тот момент песни раритетные, иногда заказные, то есть, честно говоря, далеко не лучшие. Так Лобановский стал для меня бардом известным, но довольно средним, и даже переоценённым. Тем приятнее и удивительнее было в ходе дальнейшей работы, в том числе на концертах, где поётся только лучшее, открывать для себя великого барда и уникального человека. А за время работы над альбомом "Ещё не выпито вино" мы стали уже в каком-то смысле родными людьми, поэтому я посчитал, что имею право наконец немного рассказать публике о своём отношении к Александру Николаевичу.

 

 

   Пожалуй, первая "выгода", найденная мною в работе и общении с Лобановским - это его сценический опыт. Я никогда не стеснялся учиться у старших, да, впрочем, пусть даже у младших, лишь бы было чему научиться. Человек, 65 лет поющий со сцены - это целая сокровищница, независимо от того, что он пел все эти годы и с каким успехом. Нельзя упускать возможность не только перенимать этот опыт, но даже просто находиться рядом. Даже если есть какие-то отталкивающие моменты. Я расскажу о них - не потому, что хочу какой-то скандальной славы для себя или чёрного пиара для Лобановского, но потому, что эти моменты мешают некоторым спокойно и с удовольствием слушать песни.

 

   Александр Николаевич может приврать, приукрасить, "переиграть". Он выходит на сцену и с безумным горящим взглядом провозглашает: "Да, Пастернак тоже написал о свечах, но я это сделал раньше него!!!" Вы смеётесь над ним, вы видите сумасшедшего, который к тому же ничуть не стесняется быть смешным и сумасшедшим прямо перед вами. Вы видите, что этот человек бесконечно вам доверяет, и это рождает взаимное доверие. Зальчики обычно маленькие, а в порыве чувств Лобановский иногда выбегает в зал. "Прыжок в зрительный зал" - профессиональный приём западных рок-звёзд, служащий тем же целям - созданию взаимного доверия между артистом и публикой. В авторской песне этого не делал никто, хотя спросите любого опытного барда, в чём суть жанра, и первое слово, которое вы услышите, будет "доверие". Находясь "по ту сторону рампы", я хорошо вижу, как Лобановский "переключается": на сцене он такой, после концерта, раздавая автографы, - уже другой, на записи в узком кругу коллекционеров и коллег - третий, при личном общении и выключенном магнитофоне это опять новый человек. Здесь я должен был бы сказать, что всё это маски, но не скажу. Во всех этих случаях он настоящий. Просто он был рождён для лицедейства, и ничем другим в жизни не занимался. У него нет "дома", куда он пойдёт после спектакля, сняв маску. Он всегда на сцене, даже дома. Вы найдёте эту черту у многих актёров, назовите это, если хотите, "профессиональной деформацией", но в данном случае это ещё глубже. Не приобретённая черта, но свойство личности, даже потребность. Создаётся впечатление, что этот человек всегда в маске, но на самом деле он успешно выдаёт за маску своё истинное лицо. Это раскрепощает его самого и вызывает восторг у публики. Зато позволяет некоторым думать, например, что Лобановский ворует песни или выдумывает факты своей биографии. Не буду останавливаться на конкретных историях, скажу только в общем: все, кто не захотел быть голословным и удосужился проверить подобную информацию, убедились в своей неправоте, причём убедились сами, на основе общедоступных документов. Сам Лобановский отстаивает своё доброе имя только в самых вопиющих случаях. Бывают даже обратные ситуации: в авторстве некоторых песен он по разным причинам не признаётся, а про некоторые даже и не помнит, что когда-то их написал. В черновых записях к альбому "Ещё не выпито вино" сохранён один такой момент: Александр Николаевич не уверен, что является автором песни "Тундра", найденной коллекционерами в его старых записях. Никаких других записей или упоминаний этой песни не найдено, однако автор просит у слушателей прощения за возможную ошибку. Ну и, в конце концов, не представляю, зачем воровать песни тому, кто написал "Сгорая плачут свечи", "Серые шинели" и "Сенокос". Тем более что за большинство своих песен он не получает ни денег, ни славы.

 

 

   Будучи автором песен, известных миллионам, "Солнечный Бард" не стал ни звездой, ни даже просто публичным человеком. На то есть множество причин, и я начну с худшей, поскольку обещал обратить внимание на неприятные моменты, а также обещал самому Александру Николаевичу быть в этой статье предельно честным. Почему автор песен не стал знаменитым? Может быть дело в качестве песен? Да, и в этом тоже. Бесспорно то, что Лобановский написал не одну и не десять, а сотню-другую прекрасных песен, которые сделали бы знаменитым кого угодно. Но он не может отказаться также и от двух тысяч остальных, которые, кстати, по уровню не хуже многого из того, что мы слышим по радио и телевидению. Тем не менее, для великого барда они второсортны, и когда он исполняет их наравне с "хитами", а порой и вместо них, если велико желание поделиться чем-то новым или высказаться на злобу дня, это вызывает разочарование и недоумение. И всё же эта сторона его творчества известна только "узким специалистам". Более важной причиной "непопулярности" Лобановского я бы назвал… тюрьму. Заодно развеяв очередной миф. Что бы мы ни говорили о тюремной романтике, которая сделала имя многим великим авторам во всём мире (чаще всего не сидевшим), как бы ни был силён магнитофониздат, всё же человек, вставший поперёк горла государству, "выпадал из обоймы". Не было никакой уголовщины, были "неудобные" певцы и "удобные" законы. В те времена у бардов не было возможности легально получать гонорары. Лобановский твёрдо решил полностью отдать себя творчеству, и значит не мог параллельно зарабатывать другой профессией. Выбрав свободу в творчестве, многие получали за это тюрьму на жизненном пути. Попросите у прохожего назвать три имени поэтов-шестидесятников. Это будут Вознесенский, Евтушенко и Рождественский. Все знают Бродского, никто не поспорит с тем, что он великий поэт, но после тюрьмы он уже не мог стать "символом поколения". Тем же способом из обоймы великих русских рок-групп выпала группа "Воскресение". Тем же способом, и, как мне кажется, никаким другим, Лобановский выпал из списка "Высоцкий - Окуджава - Галич - Визбор". И всё же эту причину я назову второй.

 

   Лобановского действительно искренне не любили и до сих пор не любят в КСП. За то, что сидел - конечно, но может и не в первую очередь. За несвойственную бардам громкость исполнения - безусловно, тоже. Но в первую очередь, думаю, из-за непристойного поведения. Матерные развратные песни, порой непристойные сексуальные откровения в рассказах между песнями, юношеский максимализм, остающийся почти неизменным вот уже на девятом десятке… Кое-что и по теперешним временам считается незаконным, а что уж говорить о Советском Союзе? Тем не менее, вступлюсь и здесь за нашего "подследственного". Шесть раз он был женат - вроде понятно, что бабник. Но бабники ведь не женятся? На самом деле слухи о сексуальных похождениях Лобановского сильно преувеличены, причём им самим. В юности, конечно, он был одержим этим вопросом (как и все мы), однако, подошёл к нему с редкой серьёзностью, став профессиональным сексологом (!) А вся нерастраченная энергия, вместе с полученными знаниями, сублимировалась, опять же, в творчество. Я имею в виду не только сюжеты песен, но и поведение на сцене, о котором подробно рассказал в начале. Вы видите на сцене не психа, но психолога. 

 

   И главное: Лобановскому удалось создать миф о себе, стать легендой. Это удаётся не каждому даже самому прекрасному барду. Казалось бы, ни в одном жанре нет такого требования, ни в одном учебном заведении этому не учат. Но тем ценнее тот, кто знает, как это делается. А добивается этого только тот, кто стремится, кто работает, ведь само ничто не происходит. И если вас вдруг покоробит какая-то невнятная строка, или неверно взятая нота, задумайтесь - а так ли это важно, когда перед вами человек-легенда? Сей банальностью позвольте и закончить данную апологию.

Григорий Войнер.

Концерт в честь 80-летия Александра Лобановского.

Категория: Александр Н. Лобановский "Солнечный Бард" | Просмотров: 1551 | Добавил: sirinstudio | Теги: Александр Лобановский, Григорий Войнер | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright ТО "Серебряная Полоса" © 2017

    Конструктор сайтов - uCoz